В последнее
время испытываешь особую радость, когда получаешь новые книги. Потому что это происходит, увы, редко. А еще
радостнее становится тогда, когда материал оказывается действительно актуальным
и ценным.
О таких
изданиях мне сегодня хотелось бы вам рассказать. Все они вышли в издательстве
«Либерея-Бибинформ» в 2014 году, все объединены одной задачей: как, используя
креативные методики и технологии, активизировать общественный интерес к чтению.
1. Сахаренкова, Р.С. Специалист книжного рынка.
Креативность профессии : идеи, методики, действия / Р.С. Сахаренкова, О.М.
Уржумова. – М. : Либерея-Бибинформ,
2014. – 128 с.
Эта книга-«зажигалочка». Она поможет
библиотекарю проверить себя на способность творчески мыслить и потренироваться
в развитии креативного мышления. Авторы представили большое количество способов
продвижения чтения, которые используют издатели, писатели, книжные магазины,
общественные и правительственные организации разных стран и, безусловно,
библиотеки. Очень приятно было увидеть и нашу библиотеку в числе передовиков
(с. 17).
Благодаря Приложениям, можно
наглядно увидеть образцы рекламы печатной продукции, фотографии оригинальных
интерьеров книжных магазинов, литературных арт-объектов.
Например, такие
Кроме приемов по развитию творчества, специалисты предостерегают нас от
употребления фраз, убивающих
креативность. Вот некоторые из них.
- У нас другой случай.
- Мы это уже пробовали.
- Это не моя обязанность.
- У нас нет времени.
- С нашим персоналом это не прокатит.
- Это противоречит политике компании.
- Давайте вернемся к реальности.
- Сейчас неподходящий момент.
- Не вижу связи.
- Хорошая идея, но не осуществимая.
- и т.д.
2. Кашкаров, А.П. Новации в
читальном зале : развивающие игры, мотивационные конкурсы / А.П. Кашкаров. – М.
: Либерея-Бибинформ, 2014. – 112 с.
В книге описаны апробированные
приемы и новации в обучении чтению, которые библиотекарь-практик может
использовать в своей работе. Широко представлены развивающие чтение игры, идеи,
комплексы.
Используя непридуманные истории,
автор предлагает читателю синтез десятилетнего опыта воспитания детей, а также собственных экспериментов, проведенных в системе дополнительного образования
среди учащихся разных возрастных групп. В заключение издания даются списки
рекомендуемой литературы.
3. Плохотник, Т.М. Детский
библиотекарь. Практическое пособие : сценарии, игры, мастер-классы и др. / Т.М. Плахотник. – М. : Либерея-Бибинформ, 2014. – 128 с.
В книге представлены практические
наработки трёх методистов из Нижегородской области: Г.М. Пальгуевой, Т.М.
Плохотник, И.Н. Огневой. Что такое библиотечный плакат и инфографика? Как
сделать буктрейлер и плейкаст? Как создать видеостудию в библиотеке? Как
провести библиотечный квест? В чем особенность библиотечного блога? Авторы
подробно раскрывают эти темы, опираясь на свой собственный опыт. В приложениях
можно найти рекомендации по составлению портфолио библиотекаря, проведению
библиографической игры, опыт создания молодежной волонтерской группы, а также методические
материалы по творчеству А. де Сент-Экзюпери и др.
4. Пантюхова, Т.В. Здоровая нация – это мы : методическая
эстафета проектов и программ / Т.В. Пантюхова. –– М. : Либерея-Бибинформ, 2014.
– 128 с.
Это сборник методических советов, который поможет организовать работу по
формированию ЗОЖ у детей разных возрастных категорий. Вы познакомитесь с
моделями динамического общения детей и взрослых. Здесь представлены уже
апробированные в Нижегородской областной детской библиотеке методические
материалы: сценарные планы, проекты, схемы мероприятий, описание выставок.
Например:
Выставка «Экологическая
таблица умножения»
1. Закрывайте кран во время чистки зубов.
30 л.х365= 10950 л.
Экономите целое
озеро воды!
2. Откажитесь от
пластиковых пакетов.
(5 пакетов в неделю
х 52 недели = 260 пакетов в год. Это 55 литров нефти в год!).
Возьмите в магазин
матерчатую сумку!
Выставка-плакат
«Твой безопасный интернет» построена по принципу светофора:
•
Зеленый
– «можно и нужно»: использовать ник в
переписке, уважать другого пользователя, делать ссылки на другие
интернет-источники.
•
Желтый –
«осторожно»: открыл что-то сомнительное – не бойся позвать на помощь, читаешь о
себе неправду – сообщи родителям, приглашают играть, переписываться
обмениваться файлами – подумай нет ли подвоха.
•
Красный
– «нельзя ни в коем случае»: всем подряд сообщать свою частную информацию,
открывать вложенные файлы, если не знаешь отправителя…
Кроме того, в пособии вы найдете
список материалов из опыта работы библиотек России по пропаганде ЗОЖ, список
сайтов, анкеты для библиотекарей и школьников.
5. Пантюхова, Т.В. Проекты и
гранты. От замысла – к реализации : сборник-тренажер / Т.В. Пантюхова. –– М. :
Либерея-Бибинформ, 2014. – 141 с.
Это книга – настоящий клад для начинающих разработчиков библиотечных
проектов. В издании обобщен большой опыт
по проектной деятельности специалистов Нижегородской областной детской
библиотеки. В предлагаемом сборнике представлен теоретический материал и даются
практические советы по осуществлению проектной деятельности. Раздел
«Приложения» содержит полные тексты ряда библиотечных проектов, реализованные
библиотекой, а также прилагается документация по их оформлению, с целью
выдвижения их на конкурсы и на получение спонсорского финансирования.
Изучив подобные издания, вы
почувствуете уверенность в том, что всё возможно и достижимо. Это книги-ключи
не только в мир инновационных идей, но и в мир реального их воплощения.