среда, 21 ноября 2018 г.

Рекомендательный список участникам Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».

Дорогие друзья!
      «Живая классика» -  Всероссийский конкурс по чтению вслух отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей на русском языке.  Адрес сайта для регистрации:     https://youngreaders.ru
     Ежегодно в проекте принимает участие более 2,5 миллионов школьников из 85 регионов России и из 80 стран мира. Возраст участников от 10 до 17 лет. Конкурс проводится под патронатом Министерства просвещения Российской Федерации.
    Мы хотим помочь в выборе хорошей книги и предлагаем вам список самых интересных книг российских и зарубежных  авторов о подростках, о таких же мальчишках и девчонках, как и вы, их жизни, дружбе, увлечениях и приключениях.
    Всем участникам желаем удачи и победы в этом нелегком конкурсе!

Произведения пензенских и зареченских авторов
Бибиков И. «Джон Потрошитель»
Владымцева М. «В замочную скважину»
Желудкова Т.А. «Хочу картошки»
Зубов Д. «Трудный выбор»
Кадникова Т. «Когда звезды падают»
Конищева С. «Не хочу расти»
Коршунова О.В. «Тайна страны сказок»
Московцева Е. «Масюська»
Правдина О. «Дети сумерек»
Сабуров Ю. «С небес землю»
Селин А. «Тайна старой фермы»
Халюкина М. «Там, за - над высоким лесом»
Литература для 5-6 классов
        Зарубежная литература
Грэм К. «Ветер в ивах»
Дефо Д.  «Приключения Робинзона Крузо»
Лондон Д. «Сказание о Кише»
О'Генри «Вождь краснокожих»
Парр М. «Вафельное сердце»
Сетон-Томпсон Э. «Снап»
Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»
         Русская литература
Алексин А.Г. «Самый счастливый день»
Астафьев В. П.  «Конь с розовой гривой»
Воскобойников В. «Девочка, мальчик, собака»
Гаглоев Е. «Кефир, Гаврош и Рикошет»
Достоевский Ф. М. «Мальчик у Христа на елке»
Жвалевский А., Пастернак Е. «Я хочу в школу»
Короленко В. Г. «В дурном обществе»
Куприн А. И. «Чудесный доктор», «Тапер»
Сергеев Л. «Зоопарк в моей квартире», “Альма»
Толстой Л. Н. «Кавказский пленник» 
Литература для 7-8  классов
    Зарубежная литература
Брэдбери Р.Д. «Каникулы», «Все лето в один день»
Додж Д. «Серебряные коньки»
Гринвуд Д. «Маленький оборвыш» 
Мериме П. «Маттео Фальконе»
По Э. «Лягушонок», “Золотой жук»
Старк У. «Чудаки и зануды» 
Уэльс Г. «Человек-невидимка»
   Русская литература
Арутюнянц К. Д. «Сокровища Белого Клоуна»
Астафьев В. П. «Фотография, на которой меня нет» 
Беляев А. «Человек-амфибия»
Веркин Э.Н.  «Облачный полк» 
Габова Е. В. «Школьные годы недетские» 
Дацук Д. «Мандариновая пора»
Жвалевский А., Пастернак Е. «Смерть мертвым душам!»
Каверин В. «Два капитана»
Казаков Ю. «Двое в декабре»
Петрова А. «Волки на парашютах. Взрослые молчат»
Раин О. «Остров без пальм»
Сабитова Д. «Где нет зимы» 
Свичкарь Т. «И сколько раз бывали холода»
Самарский М. А. “Формула добра

Литература для 9-11 классов
                   Зарубежная литература
Брэдбери Р. «Вино из одуванчиков»  
Быков В. «Альпийская баллада»
Диккенс Ч. «Большие надежды»
Ли Х. «Убить пересмешника»
Лондон Д. «Мартин Иден»
О. Генри. «Последний лист»
 Ремарк Э. «Три товарища»
Сэлинджер Д. «Над пропастью во ржи»
Хемингуэй Э. «Старик и море»
           Русская литература
Астафьев В. «Сон о белых горах»
Воробьёв К. «Дорога в отчий дом»
Горький М.  «Детство»
Казакевич Э. «Звезда»
Коваль Ю. «Самая легкая лодка в мире»
Куваев О. «Территория»
Мурашова Е. «Класс коррекции»
Носов Е. «Красное вино победы»
Паустовский К. «Телеграмма»
Распутин В. «Нежданно-негаданно»
Соломко Н. «Белая лошадь – горе не моё»
Тендряков В. «Ночь после выпуска»
Толстой А. «Русский характер»
Толстой Л. «Из записок князя Д. Нехлюдова»,
Чехов А. «Степь : история одной поездки»

Наш адрес: Пензенская область, г. Заречный, ул. Ленина, 52 тел. 60-53-24 е-mail: bibliotekadety@yandex.ru

Список подготовили:
гл. библиограф АДЛ Агеева О.Г., гл. библиограф АХЛ Филимонова Л.А.


Отв. за выпуск: гл.библиотекарь  Плахотнюк Н.В.

пятница, 16 ноября 2018 г.

Как готовиться к конкурсу чтецов-2. "Советы мастеров": рекомендации от педагогов проекта "Живая классика"

 

19 ноября стартует Всероссийская акция "Неделя "Живой классики" в библиотеках".  Акция организована, чтобы помочь участникам «Живой классики» определиться с выбором произведения, ознакомиться с условиями Конкурса, критериями оценки.   


Как выбрать художественный текст для конкурса «Живая классика», как избежать распространенных ошибок, как побороть страх сцены и другие советы дают профессионалы своего дела, педагоги проекта «Живая классика»

Для экономии времени и вашего удобства предлагаю выдержки из выступлений и цитаты мастеров проекта "Живая классика". 
Полные версии можно посмотреть, пройдя по указанным гиперссылкам.

Тарас Дмитриевич Белоусов, режиссёр, педагог по актёрскому мастерству ГИТИСа.

«При прослушивании в Артеке, на региональных этапах мы не видим чтецов, а мы видим, детей, которые свои выступления пытаются подогнать под критерии оценки, чтобы набрать как можно больше баллов и победить. Эта тенденция настораживает.
Важно донести до каждого участника (и педагога), что любое выступление, особенно выступление в конкурсе направлено на зрителя. Ребёнок должен получать удовольствие, это первый шаг к победе».

«Давайте представим, что выступление – это не просто текст, а это какая-то история. Забудьте, что вы вышли читать текст, забудьте, что вышли  говорить слова и предложения. Представьте, что вы вышли рассказать интересную и увлекательную историю. История никогда не бывает прямолинейной. В ней есть начало, развитие, кульминация и конец.  В ней есть трогательные моменты или драматические  моменты».

«Нужно понять, чем ребёнок хочет поделиться, что донести. Не просто показать себя любимого. Он выходит ради зрителя, во имя зрителя. Очень важно это понять и педагогами, и чтецам!»

«Как помочь удачно выбрать текст? Нужно прочитать книгу, желательно, полностью и понять тронуло это его или нет. Ребёнок должен почувствовать, что что-то с ним происходит. Он понимает, про что он читает. Эта история ему знакома  или очень близка, впечатляет. Она в него «попадает», как говорят актёры».

«Часто выбирают тексты о войне. Это имеет место лишь том в случае, когда у чтеца сложилось мироощущение, глубокое понимание этой темы. В силу воспитания, в семье, ему дорога память. Он должен чувствовать  это и поделиться этим с другими. Он должен знать и понимать, про что он говорит».

«Обратите внимание! Работа на сцене  - это прежде всего дикция. Сейчас очень много упражнений можно найти в интернете. Зажатый речевой аппарат – частая проблема чтецов. Может помочь артикуляционная гимнастика, скороговорки и т.п.

«Чувство меры и вкуса. Чрезмерный артистизм, перенасыщенность театрализации, костюмов и реквизитов порой мешает, теряется сам чтец и его индивидуальность. Художественное слово – это главное! И Индивидуальность. Смогут ли костюм, предметы в руках, на сцене помочь чтецу передать свою индивидуальность? Тогда они нужны. А если нет, увы! Лучше от них отказаться».

«Совет педагогам - не переусердствовать».

Валерий Лаппо, актёр, педагог по актёрскому мастерству проекта и конкурса «Живая классика»


«Выбор произведения сложного и взрослого может сослужить злую шутку. Не набрасывайтесь на эмоции, сначала нужно разобраться. Перед заучиванием текста, сначала займитесь изложением: перескажите текст своими словами. Обратите внимание на то, что вам запомнилось, что ушло от вас».

«Если вы можете, то читайте лучше без реквизитов. Это может отвлекать и даже раздражать жюри. Главное - ваш голос и как вы вкладываете душу в прочтение».

«Упражнения и эксперименты:
-        «Проверка временем»: чтение на разных скоростях поможет получить нужный и выгодный для вас темп чтения.
-        Осторожнее с жестами: если в тексте написано, что герой взмахнул рукой, то этого делать на сцене не обязательно. Жест всего лишь вспомогательное орудие, отнюдь не главное. Тем более у чтеца. Хороший способ  - проверка  на слух, без видения чтеца.
-        Попробуйте сделать текст «своим». «Присвойте» его себе. Станьте его частью, живите в нём»
«Если вы выбрали серьезное произведение, будьте осторожнее. Нужно показать не только грусть и печаль или трагедию. Но и найти светлые моменты. А это сделать не просто. Дети пока не очень знакомы с таким чувством, как ирония.
Главные инструменты чтеца – это голос и глаза».

Юрий Томашевский, актер театра и кино, гл. режиссёр гос. филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества https://www.youtube.com/watch?v=ul4kL1OviEY&index=9&t=0s&list=PLf7KJ2k0kNfCOHg0rdbU2cvDG1G64jKu7&fbclid=IwAR24YcHPWwWitpdX2CnOWd-AGhACxMDLJzFLidD90L0La6sMbJHneVfnYso

Он рассказал о конкретных приёмах, о своем личном опыте. Как войти в образ?

О правильности дыхания:  «вдох должен быть короткий, текст произносим свободно -  без зажима звукового аппарата» (приводит конкретные упражнения по дыханию)
Правильная осанка тоже имеет важное значение: «Выход на сцену головой, остановитесь, посмотрите в зал, не в глаза зрителю, а поверх голов. Выбрали последнего человека и смотрите чуть выше его головы»
 «Выйдя на сцену, не спешите. Нужно собраться, настроиться. Нужно взять внимание на себя. Не торопитесь начинать, дайте время зрителю вас оценить.

Как победить страх сцены? Лучше не думать о победе, о высоких баллах. Нужно понять, ради кого ты здесь, кому конкретно ты посвящаешь свое прочтение: маме, другу и т.д.»