пятница, 16 ноября 2018 г.

Как готовиться к конкурсу чтецов-2. "Советы мастеров": рекомендации от педагогов проекта "Живая классика"

 

19 ноября стартует Всероссийская акция "Неделя "Живой классики" в библиотеках".  Акция организована, чтобы помочь участникам «Живой классики» определиться с выбором произведения, ознакомиться с условиями Конкурса, критериями оценки.   


Как выбрать художественный текст для конкурса «Живая классика», как избежать распространенных ошибок, как побороть страх сцены и другие советы дают профессионалы своего дела, педагоги проекта «Живая классика»

Для экономии времени и вашего удобства предлагаю выдержки из выступлений и цитаты мастеров проекта "Живая классика". 
Полные версии можно посмотреть, пройдя по указанным гиперссылкам.

Тарас Дмитриевич Белоусов, режиссёр, педагог по актёрскому мастерству ГИТИСа.

«При прослушивании в Артеке, на региональных этапах мы не видим чтецов, а мы видим, детей, которые свои выступления пытаются подогнать под критерии оценки, чтобы набрать как можно больше баллов и победить. Эта тенденция настораживает.
Важно донести до каждого участника (и педагога), что любое выступление, особенно выступление в конкурсе направлено на зрителя. Ребёнок должен получать удовольствие, это первый шаг к победе».

«Давайте представим, что выступление – это не просто текст, а это какая-то история. Забудьте, что вы вышли читать текст, забудьте, что вышли  говорить слова и предложения. Представьте, что вы вышли рассказать интересную и увлекательную историю. История никогда не бывает прямолинейной. В ней есть начало, развитие, кульминация и конец.  В ней есть трогательные моменты или драматические  моменты».

«Нужно понять, чем ребёнок хочет поделиться, что донести. Не просто показать себя любимого. Он выходит ради зрителя, во имя зрителя. Очень важно это понять и педагогами, и чтецам!»

«Как помочь удачно выбрать текст? Нужно прочитать книгу, желательно, полностью и понять тронуло это его или нет. Ребёнок должен почувствовать, что что-то с ним происходит. Он понимает, про что он читает. Эта история ему знакома  или очень близка, впечатляет. Она в него «попадает», как говорят актёры».

«Часто выбирают тексты о войне. Это имеет место лишь том в случае, когда у чтеца сложилось мироощущение, глубокое понимание этой темы. В силу воспитания, в семье, ему дорога память. Он должен чувствовать  это и поделиться этим с другими. Он должен знать и понимать, про что он говорит».

«Обратите внимание! Работа на сцене  - это прежде всего дикция. Сейчас очень много упражнений можно найти в интернете. Зажатый речевой аппарат – частая проблема чтецов. Может помочь артикуляционная гимнастика, скороговорки и т.п.

«Чувство меры и вкуса. Чрезмерный артистизм, перенасыщенность театрализации, костюмов и реквизитов порой мешает, теряется сам чтец и его индивидуальность. Художественное слово – это главное! И Индивидуальность. Смогут ли костюм, предметы в руках, на сцене помочь чтецу передать свою индивидуальность? Тогда они нужны. А если нет, увы! Лучше от них отказаться».

«Совет педагогам - не переусердствовать».

Валерий Лаппо, актёр, педагог по актёрскому мастерству проекта и конкурса «Живая классика»


«Выбор произведения сложного и взрослого может сослужить злую шутку. Не набрасывайтесь на эмоции, сначала нужно разобраться. Перед заучиванием текста, сначала займитесь изложением: перескажите текст своими словами. Обратите внимание на то, что вам запомнилось, что ушло от вас».

«Если вы можете, то читайте лучше без реквизитов. Это может отвлекать и даже раздражать жюри. Главное - ваш голос и как вы вкладываете душу в прочтение».

«Упражнения и эксперименты:
-        «Проверка временем»: чтение на разных скоростях поможет получить нужный и выгодный для вас темп чтения.
-        Осторожнее с жестами: если в тексте написано, что герой взмахнул рукой, то этого делать на сцене не обязательно. Жест всего лишь вспомогательное орудие, отнюдь не главное. Тем более у чтеца. Хороший способ  - проверка  на слух, без видения чтеца.
-        Попробуйте сделать текст «своим». «Присвойте» его себе. Станьте его частью, живите в нём»
«Если вы выбрали серьезное произведение, будьте осторожнее. Нужно показать не только грусть и печаль или трагедию. Но и найти светлые моменты. А это сделать не просто. Дети пока не очень знакомы с таким чувством, как ирония.
Главные инструменты чтеца – это голос и глаза».

Юрий Томашевский, актер театра и кино, гл. режиссёр гос. филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества https://www.youtube.com/watch?v=ul4kL1OviEY&index=9&t=0s&list=PLf7KJ2k0kNfCOHg0rdbU2cvDG1G64jKu7&fbclid=IwAR24YcHPWwWitpdX2CnOWd-AGhACxMDLJzFLidD90L0La6sMbJHneVfnYso

Он рассказал о конкретных приёмах, о своем личном опыте. Как войти в образ?

О правильности дыхания:  «вдох должен быть короткий, текст произносим свободно -  без зажима звукового аппарата» (приводит конкретные упражнения по дыханию)
Правильная осанка тоже имеет важное значение: «Выход на сцену головой, остановитесь, посмотрите в зал, не в глаза зрителю, а поверх голов. Выбрали последнего человека и смотрите чуть выше его головы»
 «Выйдя на сцену, не спешите. Нужно собраться, настроиться. Нужно взять внимание на себя. Не торопитесь начинать, дайте время зрителю вас оценить.

Как победить страх сцены? Лучше не думать о победе, о высоких баллах. Нужно понять, ради кого ты здесь, кому конкретно ты посвящаешь свое прочтение: маме, другу и т.д.» 

2 комментария:

  1. На сцене надо играть. Если в детском стихе много диалогов, он от этого сильно выиграет
    https://www.youtube.com/watch?v=nmeabs2vgSA&t=47s

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!