Великая
Отечественная война должна помочь вступающим в жизнь новым поколениям осознать
значение борьбы за спасение человечества от фашизма и пробудить чувство
гордости за свой народ. Этот тезис неоднократно звучал на семинаре-конференции«Навстречу будущему: проблема воспитания подрастающего поколения», который
проходил в Заречном 15-17 октября при
поддержке Госкорпорации «Росатом»
.
В рамках
секционной работы 16 октября в Центральной городской библиотеке состоялась
дискуссия на тему «Великая Отечественная война глазами современного
читателя. Что мы хотим знать о войне, а что не хотим? (на
примере романа Э. Веркина «Облачный полк»)».
Вёл мероприятие главный библиотекарь РГДБ,
руководитель дискуссионного клуба «Диалогос» Марк Аркадьевич Бродский (г.
Москва).
Участниками дискуссии выступили Елена
Владимировна Степанян, канд. филол. наук, преподаватель
Государственной Академии славянской
культуры, редактор журнала «Русское искусство» (г.Москва); Ольга Феоктистовна Бойкова, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник НИО библиотековедения РГБ, главный редактор
журнала «Независимый библиотечный адвокат» (г.Москва); библиотекари и педагоги городов ЗАТО и Пензы, молодежь г. Заречного.
По мере
отдаления войны не иссякает, а наоборот, возрастает необходимость говорить,
писать о ней. В книгах, рассказывающих о событиях 70-летней давности, ставятся
социальные гражданские, нравственные проблемы, глубоко волнующие людей 2000-х.
Со временем Великая Отечественная война
открывается новыми гранями. На смену писателям-фронтовикам приходят новые,
молодые авторы, которые изображают войну и её героев в непривычном ракурсе.
Такова книга Эдуарда Веркина «Облачный полк».
Вокруг неё в
печати и в интернет-пространстве не раз разгорались нешуточные споры. Участники
нашей дискуссии рассматривали проблематику книги с точки зрения разных
поколений и разных социальных позиций: педагог-ученик, библиотекарь-читатель. Разговор
получился, хотя не все вопросы удалось раскрыть подробно. Нужно отдать должное
мастерству Марка Аркадьевича, которому пришлось ой как нелегко! Выдвинуть
нужный тезис на спонтанно возникший вопрос или блестяще аргументировать только
что возникшую мысль – это непросто.
Порадовали
ребята-старшеклассники, которые свободно излагали свои мысли пусть не всегда
зрелые, но самостоятельные. А библиотекари и педагоги - очень внимательны к
слову – они точно цитировали значимые фразы из книги и требовали чёткого
следования программе обозначенных заранее вопросов. (см. здесь) Однако
дискуссия, тем более с участием молодёжи – это живая и гибкая форма общения.
Спектр вопросов, затронутых в романе, настолько широк, что не хватило
установленного времени.
Споры продолжались даже во время кофе-брейк.
Решено было поставить не точку, а многоточие и
продолжить разговор уже в режиме виртуального общения.
В заключении участники
дискуссии отметили, что цель литературы о Великой Отечественной войне –
разбудить, потрясти, заставить почувствовать чужую боль как свою. Дать знания о
войне, напомнить о пережитом, извлечь урок из прошлого, найти противоядие
против повторения. Именно поэтому роман Эдуарда Веркина, при всей его неоднозначности,
доходит до сердца читателя, заставляет думать и спорить.
Светлана Хейкинен
Прочитала книгу, и еще больше убедилась, что о Великой Отечественной войне (как и о реальных ее участниках) современным авторам нужно писать с огромной ответственностью. Объясню почему. Один из заявленных на дискуссии вопросов был "Какой должны видеть «великую войну» наши дети?", и вот что я прочитала на форуме "Диалогоса" от одного из участников прошедшей в Москве дискуссии об "О.п.": пишет некий Антон Давыдов: "И отвечая на вопрос, а какой подростки должны видеть "великую войну", хочется ответить, что никакой, что я могу "жить с памятью" о ужасной, страшной, но никак не великой войне". Я еще не все процитировала (там еще было "пора уже гордится чем-нибудь другим" и пр.), но отношение более чем понятно. Это пишет подросток. Он еще не читал книгу, но когда прочитает, в какую сторону изменится его мнение - укрепится он в своем убеждении ("нечем здесь гордиться") или изменит его? И это будет своеобразной проверкой на патриотичность "Облачному полку": если подростки после прочтения будут гордиться подвигом советского народа (без всяких оговорок), то книгу можно считать патриотичной, а если нет... То Веркин очень безответственный человек и писатель, ИМХО.
ОтветитьУдалитьДорогая Tutelka, спасибо тебе за отзыв, за внимательное отношение к поднятой проблеме. Поскольку прошедшая дискуссия оставила после себя больше вопросов. чем ответов, Марк Аркадьевич предлагает продолжить разговор на форуме Диалогоса - http://dialogos.rgdb.ru/kunena-2012-11-18/dialogos/93-eshche-raz-o-patriotizme#560 - обязательно поучаствуй! Что касается моего мнения, в традициях русской литературы (вспомним Белинского: "Литература - это учебник жизни") воспитывать человека, но не каждый российский современный писатель придерживается этого принципа. Наверное, для Э. Веркина важнее иная цель: заставить юное поколение представить реалии военной партизанской жизни. Об этом, кстати, можно его спросить на том же форуме. Идём туда?)
Удалить